Методика подготовки и проведения учебных занятий.
Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.
Примерная структура тематического учебного занятия:
I этап – организационный;
II этап – теоретическая часть;
III этап – практическая часть;
IV этап – окончание занятия.
Организация занятия
Содержание этапа. Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможности каждого из них; поинтересоваться их делами в школе и дома. Затем нужно создать в группе рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия.
Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.
Теоретическая часть занятия
Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:
— Изложение исторических данных по теме занятия;
— Устное описание объекта практической работы
— Объяснение специальных терминов по теме занятия;
-Описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения);
— Правила техники безопасности.
Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интенсивной позволяют:
— Использование наглядного и раздаточного материала;
— Использование технических средств обучения;
— Привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих воспитанников детского объединения (начиная со второго года обучения);
— Использование игровых методов обучения.
Практическая часть занятия
Практическая работа содержит:
— вводный инструктаж;
— самостоятельная работа учащихся;
— анализ выполнения самостоятельной работы.
Окончание занятия
На завершающем этапе педагог совместно с детьми подводит итоги занятия, объективно оцениваются результаты коллективного и индивидуального труда учащихся, отмечаются достижения детей, проводится рефлексия.
Факторы, способствующие успешному проведению учебного занятия:
• хорошее знание материала;
• бодрое самочувствие; чувство «физической» раскованности, свободы на занятии;
• продуманный план занятия;
• правильный выбор и разнообразие методов обучения;
• занимательность изложения, ярко выраженное эмоциональное отношение педагога к излагаемому материалу богатство интонаций, его выразительная мимика, образная жестикуляция;
• выраженная заинтересованность педагога в успехе воспитанников
Факторы риска:
• неуверенность в своих знаниях и «педагогических силах»;
• рыхлая композиция занятия;
• неправильный подбор и однообразие методов обучения;
• скованность движений педагога, его «зажатость»
• монотонность и сухость при изложении материала бесстрастность педагога, отсутствие проявлений личной заинтересованности и увлеченности предметом;
• отход от темы занятия, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами занятия;
• отсутствие эмоционального контакта педагога и учащихся, безразличие педагога к результатам учащихся.