Введение в комплексную безопасность

а
Для создания эффективной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений необходимо выявить возможные опасности и угрозы в этой сфере, наиболее распространенные их виды и проанализировать причины их возникновения.
а
В данном вопросе необходим анализ и осознание важности целого ряда требований к обеспечению безопасности, созданию ее комплексной системы, к выбору средств охраны, режима, типа отношений в коллективе и с учащимися, чтобы достичь наибольшего эффекта с наименьшими затратами.
а
Источниками опасности для образовательных учреждений являются те же факторы, что и для других компонентов социума, т.е. природные, техногенные, экологические и социальные, с учетом их конкретного месторасположения с точки зрения реально возможных опасностей и угроз.
а
Чаще всего образовательные учреждения сталкиваются со смешанными социально-криминальными опасными и экстремальными ситуациями (хулиганство, мошенничество, кражи, распространение и употребление алкоголя и наркотиков, поджоги, насилие и т.д.) и социально-природными чрезвычайными ситуациями (аварии и катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии на фоне природных факторов, проявления экстремизма, различного рода конфликты, локальные военные действия, теракты).
а
В настоящее время, в связи с имевшими место случаями проявления экстремизма и даже терроризма, затрагивающие безопасность образовательных учреждений, на их руководство, как, например, в Москве в соответствии с указаниями Департамента образования, возлагается серьезная ответственность прогнозирования и рассмотрения всех возможных видов происшествий, в том числе действий всевозможных преступников, массовые беспорядки, проявлений экстремизма и терроризма, источников взрывов, пожаров, применения отравляющих веществ, захвата заложников и т.д. К имеющемуся добавился и случай массового убийства в г. Керчь.
а
Для выработки мер по обеспечению безопасности образовательных учреждений необходимо знать причины возникновения в них опасных и чрезвычайных ситуаций, а также ясно представлять стадии их развития. Огромное значение для обеспечения безопасности образовательных учреждения имеет создание надежной системы их безопасности, в основе которой должна лежать определенная концепция.
а
Концепция безопасности образовательного учреждения — это система взглядов, руководящих идей, принципов, принимаемых для решения задач, связанных с обеспечением его всесторонней и надежной безопасности. Она может быть представлена в виде некой виртуальной модели, помогающей понять, что собой представляет система безопасности образовательного учреждения, т.е. ее эффективность, реальность, гуманность, демократичность, техническая оснащенность, экономическая целесообразность и т.д.
а
Наряду с принципами важное место в системе безопасности образовательного учреждения занимают цели ее обеспечения, основными из которых являются:
а
  • защита учащихся, педагогов, персонала, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;
  • обеспечение нормального учебного процесса и функционирования образовательного учреждения
  • снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • улучшение качества жизнедеятельности и безопасности учащихся, педагогов, персонала (недопустимость травматизма, усиления охраны труда, здоровья, окружающей среды, сохранности имущества и т.д.).
а
Из сформулированных целей вытекают задачи обеспечения безопасности образовательного учреждения:
в
  1. формирование готовности персонала, педагогов и учащихся к опасным и чрезвычайным ситуациям и к противодействию им, что достигается изучением видов опасностей и способов их преодоления
  2. раннее выявление признаков и причин опасных и чрезвычайных ситуаций, их предотвращение и устранение причин их возникновения;
  3. обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;
  4. правовое, организационное и техническое обеспечение системы безопасности; 
  5. формирования навыков безопасного поведения при возникновении опасных и чрезвычайных ситуациях;
  6. формирование культуры безопасности учащихся, педагогов и всего персонала образовательного поведения.
а
Система безопасности образовательного учреждения имеет определенный набор элементов, который включает опасности и угрозы, объекты и субъекты безопасности, нормативные документы, ресурсы, организацию, средства защиты, приемы и навыки безопасного поведения и т.д.
а
Принципиальное значение имеют и навыки безопасного поведения и владения различными средствами противодействия учащихся, педагогов и персонала в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Это, пожалуй, самый главный элемент системы безопасности образовательного учреждения, тот самый человеческий фактор, без которого эта система нефункциональна. Реализация этого фактора предполагает серьезное отношение учащихся, да и всех субъектов безопасности образовательного учреждения, к проблемам безопасности.
а
Реализация указанных задач должна способствовать совершенствованию системы безопасности образовательных учреждений и оказанию помощи правоохранительным органам в их расследовании.
а
Буряк Н.Е.
 
 
а

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *